Преобразование центра обработки данных

Тезисы моего доклада на БанкИТ 2013 (http://www.bankit.by).

———————————————————

Процесс преобразования ИТ индустрии начался давно и продолжается в наши дни. Начало положили большие электронные вычислительные машины (ЭВМ) или майнфреймы. С появлением персональных компьютеров – большое распространение получила клиент – серверная архитектура. С изобретением Интернета – пришли и Веб технологии. Когда доступные вычислительные мощности достигли значительных величин – для оптимального использования ресурсов изобрели технологии виртуализации. Технологии виртуализации очень широко используются в наши дни и в том числе в организациях финансового сектора в республике Беларусь.

Неужели на этом всё остановилось? Какие дальнейшие пути развития? Что ждёт нас дальше?

А дальше – изменение подхода к взаимодействию между ИТ и бизнесом: предоставление ИТ как услуги (как сервиса). ИТ способствует развитию бизнеса и в идеале становится неотъемлемой частью бизнеса. Этот новый подход можно назвать трансформацией или преобразованием центра обработки данных (ЦОД), когда набор технических ресурсов результируется в набор ИТ услуг. Так как этот новый подход по своей сути соответствует характеристикам облачных вычислений (услуга по требованию, широкий сетевой доступ, объединение ресурсов, гибкость, измеряемый сервис – дополнительная информация «The NIST Definition of Cloud Computing» http://www.nist.gov/itl/csd/cloud-102511.cfm) – то этот новый подход можно назвать «Частным облаком».

Распределение моделей центров обработки данных сегодня и прогнозируемое распределение в будущем проиллюстрировано на «Изображении 1» ниже. Очевидна тенденция смещения с чистой виртуализации в сторону модели «Частного облака», и организации, идущие в этом направлении, получат неоспоримые конкурентные преимущества за счёт более качественного и быстрого обслуживания как внутренних, так и внешних клиентов.

Распределение моделей центров обработки данных

Распределение моделей центров обработки данных

Изображение 1. Распределение моделей центров обработки данных.

Применение данного подхода обеспечивает нас следующими преимуществами или выгодами:

  • Быстрота развёртывания новых приложений и услуг.
  • Постоянная доступность.
  • Масштабируемость и гибкость.
  • Экономия.

Успешная реализация сервисного подхода и принципов частного облака зависит от следующих трёх факторов:

  • Люди (культура, энтузиазм, мотивация, знания в области сервисного подхода, технический опыт).
  • Технологии (выбор инструментов автоматизации, мониторинга и управления; выбор технических консультантов).
  • Процессы (процессы управления ИТ).

В данном докладе не будем затрагивать аспекты, относящиеся к «людскому» фактору, а коснёмся технологий и процессов.

Одной из существенных особенностей сервисного подхода является смена отношений между ИТ и бизнес подразделениями в отношения типа «Потребитель <-> Поставщик», где бизнес является потребителем услуг, а ИТ – поставщиком услуг. Эта смена отношений помогает совершенно иначе подойти к взаимоотношениям между ИТ и бизнес подразделениями организации, ввести возможности взаиморасчётов за предоставленные услуги (пусть и виртуально), сравнивать эффективность и стоимость ИТ услуг внутренних ИТ отделов с ситуацией на внешнем рынке.

Процессы управления ИТ являются необходимым фактором при реализации сервисного подхода и принципов частного облака. Существуют различные стандарты и рекомендации регламентирующие процессы управления ИТ и их внедрение, но в большинстве своём все они описывают определённое количество процессов управления ИТ, таких как:

  • Управление инцидентами.
  • Управление изменениями.
  • Управление уровнем обслуживания.
  • Единая база конфигурационных элементов (CMDB).
  • Карты сервисов.
  • Каталог услуг.
  • Обеспечение доступности и непрерывности получения услуг.
  • Управление производительностью и ресурсами.
  • И т.д.

Что часто мешает и приводит к неудачам при реализации процессов управления ИТ? Это может быть:

  • Некорректно функционирующая ИТ инфраструктура. Можно разработать хороший процесс управления, но его внедрение / автоматизация потерпит фиаско из-за некорректно функционирующей ИТ инфраструктуры.
  • Отсутствие полной документации, понимания того «что мы имеем» и связей различных компонент ИТ инфраструктуры / приложений.
  • Отсутствие первого быстрого результата – инструмента для мотивации ИТ сотрудников.

Так с чего же начать реализацию сервисного подхода и принципов частного облака? С обучения ИТ персонала методологии ITIL? С разработки и внедрения процесса управления инцидентами?

Начните с внедрения современной системы мониторинга, она вам поможет:

  • Показать все узкие / проблемные места в ИТ инфраструктуре и предложит возможные варианты решения.
  • Автоматически обнаружить установленные компоненты операционных систем, приложений, сетевые устройства и построит карту сети.
  • Для распределённых приложений автоматически отобразит роли и связи между компонентами.
  • Проактивно идентифицировать проблемы до их влияния на работу конечных пользователей.
  • Повысить стабильность работы и доступность услуг, удовлетворённость бизнес пользователей.
  • Поддержать ИТ специалистов при выявлении и решении проблем, станет ежедневным инструментом администраторов центров обработки данных.
  • Источник информации о нагрузках и тенденциях использования ИТ ресурсов – основа для принятия решений.

Таким образом, современная система мониторинга может служить началом и существенно облегчить процесс преобразования центров обработки данных – внедрения процессов управления ИТ-услугами и принципов частного облака. Современная система мониторинга является обязательной составляющей ИТ инфраструктуры в организациях, стремящихся внедрить сервисный подход и сделать ИТ способствующей развитию бизнеса.

«Microsoft System Center 2012 – Operations Manager» является современной и комплексной системой мониторинга, обеспечивая мониторинг на всех уровнях центров обработки данных: начиная с источников бесперебойного питания и до синтетических транзакций, контролирующих работоспособность приложений. Финансовые учреждения республики Беларусь выбирают решение «Microsoft System Center 2012 – Operations Manager» для мониторинга инфраструктуры и приложений в своих отказоустойчивых и гетерогенных (Microsoft, Unix, VMware, Oracle) центрах обработки данных.

  1. Leave a comment

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: